Перуны разных народов Распространено мнение, что Перун - это древнерусский "бог грома", не более того. Будто бы Перун языческий идол, деревяшка с узорами, объект наивных поклонений отдельных диковатых племен степной и лесной Руси, сожженный в конце Х века н.э. после прихода на Русь христианства. Нет ничего более далекого от истины. Изучение диалектов индоевропейского языка показывает, что Перун, во-первых, известен едва ли не всем народам Европы и Азии, а во-вторых, имя этого бога этимологически связано с такими понятиями, как "гора, скала", "дуб, сосна", "гром и молния", "небо". Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов в своей книге "Индоевропейский язык и индоевропейцы" делают по этому поводу такой вывод: "Связь общеиндоевропейского имени 'бога грома' p(h)er(k(h)o)u-n c названием 'горного дуба', 'дубового леса на горе', 'горы', 'скалы' легко объясняется древнейшими представлениями о 'молнии', поражающей мощные дубы на вершинах гор. Такие представления должны были отражать постоянно наблюдаемые явления в высокогорных районах обитания древних индоевропейских племен". Очень интересное мнение, но, к сожалению, слегка притянутое за уши. Не на всех территориях, где расселились индоевропейцы, имеются горы и скалы. И трудно предположить, что народы толпами, в грозу, взбирались на горы, чтобы полюбоваться, как молния поражает мощный дуб. Так что вряд ли такие явления были "постоянно наблюдаемы". Самое интересное, что разноплеменные "перуны" представляют собой как бы осколки единой картины. У одних народов в этом слове совмещается бог, молния и дождь. У других - бог и скала. У третьих - скала и дуб. Или просто скала, гора, просто дуб, а то и небо. А в романских диалектах вместо дуба - сосна (пиния). Не нужно забывать, что индоевропейцы - достаточно условное наименование племен, расселившихся по планете от одного какого-то, пусть и обширного, территориального центра. У этих родственных племен могли быть (и были) общие воспоминания, мифы и предания. До V века славяне занимали центр и юг Европы. Затем началось их вытеснение на восток, они и сами уходили под давлением более культурных и сильных германских племен. Одновременно "излишнее" население Малоазийского полуострова распространялось в сторону Ирана, Индии, Средней Азии, Китая. Но еще до начала расселения всех этих народов какое-то одно событие так поразило всех, что рассказы о нем сохранились потомками, заселившими планету. Потомки эти через сотни, может быть, лет, в других совершенно местностях искали объекты для приложения Слова о том давнем событии и прилагали его к дубам, горам и грому... Что же это за событие? Что за Гора такая, на которой поражающий воображение Дуб, и Гром, и Молнии, и пламя до небес, и Бог? Это - извержение Везувия. Напомним: из кратера бьют газы, образуя вместе с пеплом толстый, высоченный, многокилометровый столб багрово-черного цвета. Вверху он расплывается в облако, как бы крону дерева, вроде итальянской сосны или дуба. Образование "дерева" сопровождается грозами с полыхающими молниями. Одновременно происходит громовое трясение земли. И падают камни с небес. Отсюда Моисей повел своих сторонников на богоборческую войну за утверждение веры в единого Бога. Богу грома Перуну был посвящен на Руси один из дней недели, четверг, и у римлян четверг был "отдан" громовержцу Юпитеру. Доныне французский четверг называется жеди, "Юпитеров день", а немецкий четверг - доннерстаг, означает "день грома". В некоторых индоевропейских диалектах сохранились слова, относящиеся к камням бога-Громовержца, которые он с неба бросает на землю. Литовское Perkuno akmuo, камень Перкунаса, польское kamien piorunowu, камень Перуна. Всеобщим было представление о каменном небе, о Громовержце, обитающем в горе или на каменном небе. Извержение вулкана действительно во всех смыслах потрясающее явление. Он виден (и слышен) на громадном расстоянии всеми людьми, и камни, вылетевшие из него, потом падают с небес. Он страшен, он ужасен, он воистину может быть принят за явление Бога. Отголоски воспоминаний об этом событии мы и находим во многих языках. Разве могли бы породить такой эффект даже самые оглушительные грозы, разбивающие пусть мощные, но достаточно ординарные дубы в горах? Грозы проносятся над землей постоянно. Они могут, конечно, вызвать изрядный страх в первый-второй раз, но со временем приедаются. Не нужно считать наших предков такими уж дурачками с детским умишком. Они жили в условиях более трудных, чем мы, и чтобы напугать их, требовался не менее, чем Бог. МИФЫ АРХЕОЛОГИИ В 1767 году профессор Христиан Готлиб Гейне прочитал в Геттингенском университете курс лекций на тему: "Археология искусства древности, преимущественно греков и римлян". Слово археология профессор употребил, как видим, в смысле "описание, классификация". Так понимали классическую археологию в XVIII - XIX веках. Наука, которую мы называем археологией теперь, сформировалась лишь в самом начале ХХ века. Она объединила четыре ранее самостоятельных направления в изучении старины. Помимо классической археологии, занимавшейся письменным периодом "классических" Греции и Рима, в то время существовали также "первобытная", "средневековая" и "восточная" археологии. "Первобытные" археологи шли вслед за геологами, биологами и другими учеными-естественниками, подбирая все, что можно было счесть следами древнейшей жизни людей. "Средневековые" изучали вещественные памятники Средних веков Европы. Сфера деятельности "восточной" археологии - история Египта и Передней Азии, добывание вещественных и письменных источников для особого, восточного раздела классической истории. "Отцом археологии" называют Кириако Анконского (1391 - 1452), связавшего, как полагают, изучение классической древности с классической филологией. Одновременно Петрарка (1304-74) возрождал классическую латынь. Помпоний Лэт (1428-97) возрождал античный театр. Римляне возрождали Римскую республику, исчезнувшую с лица Земли за тысячу лет до этого. В общем, отец археологии взялся изучать историю древнего мира в том самом веке, когда эту историю начали повсеместно "возрождать". Разрыв между древностью и возрождением древности - результат хронологической ошибки. На самом деле события так называемого Древнего мира непосредственно предшествовали эпохе, прозванной эпохой Возрождения. История, как это и положено естественному процессу, развивалась последовательно, события и достижения X - XII веков стали прологом событий и достижений XIII - XV веков. Если понимать это, не будешь удивляться, что от "античного мира" не сохранилось ни одного подлинного письменного свидетельства. Вы правильно поняли предыдущую фразу? Мы говорим о том, что ВСЕ античные произведения, написанные якобы задолго до нашей эры, известны только в рукописях Х - ХV веков. Ученые-историки об этом предпочитают помалкивать, но проговариваются теологи, историки религий. В книге "Введение в текстологию Нового завета" Гринли пишет: "старейшие из известных списков греческих классиков на тысячу лет или более того моложе, чем оригиналы... Что же до Нового Завета, то два из наиболее важных списков были составлены самое позднее через 300 лет после завершения Нового Завета... Коль скоро ученые с доверием относятся к трудам древних классиков, несмотря даже на то, что их самые старые списки изготовлены настолько позднее оригиналов, а число дошедших до нас списков иногда столь мало - становится ясной достоверность текста Нового Завета". (Мы не сомневаемся в достоверности текстов ни греческих классиков, ни Нового Завета. Мы сомневаемся во времени их создания.) Брюс Метцгер в своем труде "Текст Нового Завета" пишет: "Книги многих древних авторов дошли до наших дней по самой тонкой ниточке, какую можно представить. Например, свод римской истории Велия Петеркула сохранился лишь в одном неполном списке, ...но даже и этот список погиб в XVII веке". Ф.Ф. Брюс ("Документы Нового Завета") отмечает: "Из 142 книг "Римской истории" Ливия (59 год до Р.Х. - 17 год от Р.Х.) сохранилось лишь 35, которые дошли до нас в лучшем случае в 20 списках различного происхождения, причем самый ранний из них относится к 4 веку". Мы утверждаем: никаких подлинных письменных свидетельств античного мира нет, потому что их и не было. Известные науке труды "античных авторов" были написаны именно тогда, когда они были якобы "найдены", а именно в Средние века, во времена, предшествовавшие началу их исторического изучения и осмысления. Просто в XV - XVI веках зародилась новая наука, история, и приняв с первых же своих шагов неверную хронологию, она напластовала за следующие столетия тысячи ошибочных толкований, ошибочных не по сути своей, не по событийности и сюжетам, а именно по хронологии. Археология, наука более чем молодая, следуя за исторической традицией, неизбежно должна была совершить ту же ошибку. Первоначальная археология не была наукой в современном понимании этого слова. Она начиналась как бессистемное собирание всего, что можно было счесть древним. Вместо научно обоснованных раскопок дилетанты просто выкапывали произведения искусства ради коллекционирования. Причем поврежденные вещи, вне зависимости от их древности и художественной ценности, безжалостно выбрасывались. В конце XVII - середине XVIII веков по всей Европе начался период создания Музеев древностей и Академий надписей, живописи и скульптуры. И в России вышел указ Петра Первого, повелевающий собирать находимые в воде или земле "старые надписи, старое оружие, посуду и все что зело старо или необыкновенно". В Санкт-Петербурге Петр учредил Кунсткамеру, обязанную покупать и выставлять на обозрение публики подобные находки. В это время был достигнут определенный успех в систематизации находимого, но вот отыскание археологических материалов, проведение раскопок вплоть до начала XIX века выполнялось самыми грубыми способами. В 1711 году недалеко от Везувия под затвердевшим как камень слоем пепла был найден город, который сочли за Геркуланум. Из наскоро вырытых ям "археологи" извлекали отдельные предметы искусства, после чего яму засыпали и отрывали новую в случайном месте. Варварство было столь очевидным, что правительство запретило раскопки частным лицам, взяв их в собственные руки (что, надо сказать, мало изменило "научность" работы). В 1748 году начались раскопки другого города, определенного как Помпеи. Здесь произошло то же самое, что и с Геркуланумом. К счастью, необъятность работы и обилие материала в этих двух городах подтолкнула археологов к созданию некоторой научной методологии для проведения раскопок. Однако при всем этом на серьезную научную основу археологическое изучение Помпей и Геркуланума встало только в 1911 году. Большое значение для развития археологии, прежде всего первобытной, имело промышленное строительство и вызванная им геологическая разведка. Определенное ускорение этой науке придала также французская революция, рост национального самосознания во Франции и других европейских странах. В обществе появился интерес к своему историческому прошлому. Широко известны заслуги ученых, отправившихся вместе с Наполеоном в его египетский поход. В 1793 году французский Конвент принял декрет, превративший Лувр в национальный художественный музей, один из величайших музеев мира, с богатейшей археологической коллекцией. Золотой гвоздь Эта глава посвящена Иоанну Златоусту и его пророчеству, известному как "Апокалипсис", или Откровение. Почему из всех деятелей конца IV, начала V века мы выбрали не императора или полководца, а священника, бродячего монаха, отличавшегося только потрясающим умением пользоваться словами, - народного оратора - демагога, как называли его тогда с восторгом и почтением? Потому что никакая война не прогремела на весь мир так, как сказанное им Слово - "Апокалипсис". Его пророчество высмеивали или им восторгались, боялись или называли бредом сумасшедшего, считали пустым набором слов или истинным божественным откровением, но ждали Судного дня. До сих пор люди крестятся при упоминании знака зверя, не зная, что знак этот и есть крест (Исаак Ньютон давно прояснил это). Вызывает суеверный страх число Зверя, хотя и в этом числе нет ничего магического. "Апокалипсис" интересен и как первая теологическая книга, написанная не на библейском, а на греческом языке. Для нас же особенно важно, что в тексте книги зашифрована дата ее написания, 30 сентября 395 года. Немного таких удач выпадает на долю хронологов! Разве только некоторые гробницы или Египетские храмы, с вырезанными на них гороскопами. "Апокалипсис" - золотой гвоздь хронологии, вбитый в трухлявое древо истории. Тут даже А. М. Жабинскому с его синусоидой делать нечего. Иоанн Хризостом (Златоуст), знаменитый византийский оратор, противник господствовавшей при нем государственной церкви (и возведенный после смерти неизвестно какими способами в ее святые), родился в 354 году. С детства он обучался астрологии, математике, географии и всем тогдашним наукам. В 18 лет отправился в Афины (видимо, в Афу, Фивы египетские, греческих Афин тогда еще не было) для завершения образования. Прекрасно окончил школу и "с разбитым сердцем" из-за смерти любимой девушки и развившимися от этого мистическими наклонностями вернулся в Антиохию. Здесь на двадцать третьем году жизни он принял христианство, поддаваясь увещаниям "какого-то Василия", как пишет Н. А. Морозов. Нет никаких сведений ни об обряде принятия Иоанном христианства, ни об этом Василии, зато мы уже знаем, что люди тогда не имели личных имен в нашем понимании (даже Иоанн - от еврейского Иеханан, означающего "Божий дар" или "Божья милость"), и что Василий - искаженное Базилевс, Царь. Действительно, именно в этих местах и в это время (377 год) жил Василий Великий, отрешившийся от мирских забот и посвятивший себя Богу. После этого Иоанн провел четыре года в горном монастыре в непрерывных занятиях науками и теологическими изысканиями. Где же и заниматься науками, как не в монастыре? Само это слово - "мон астерион", счет звезд, означает обсерваторию. (А кстати, епископ - "наблюдатель". Первоначально это были рассматриватели, следящие за звездами для дальнейшего растолковывания небесных явлений для публики. Свой церковный смысл слово епископ приняло значительно позже.) С 381 года Иоанн занимает различные церковные должности в Антиохии, третьем по величине городе империи, часто и с огромным успехом выступает перед народом, участвует в восстании населения против византийского политического и религиозного деспотизма. Далее существует некий пробел в биографии Златоуста. Скорее всего, он скитался по Малой Азии, где организовывал собрания своих единомышленников (в семи городах). В 395 году он попал на остров Патмос, неизвестно, по своей воле или сосланный властями. 30 сентября весь день ждал Божьего знака - рассчитанного им солнечного затмения (действительно, оно было в тот день, но только над территорией Южной Америки). И произошло событие, поразительным образом повлиявшее на жизнь Иоанна, судьбу империи и историю религии: над Патмосом пронеслась гроза. Когда в момент закрытия солнца тяжелыми грозовыми тучами внезапно наступил как бы вечерний сумрак и показался "гневный лик" солнца между ними, он счел это ожидаемым божьим знаком, тем более что событие сопровождалось четырьмя подземными толчками. Острая наблюдательность, блестящее знание астрологии, литературный талант - эти качества, помноженные на религиозную экзальтацию, позволили Иоанну создать выдающееся произведение, которое затем он размножил и разослал друзьям (не желая иной огласки). "Иоанн - семи малоазиатским собраниям: Благосклонность вам и мир от того, кто был, есть и будет, и от Семи Душ (сияющих в созвездии Большой Медведицы) напротив его ТРОНА, и от верного провозвестника истины Иисуса-Посвященного. Перворожденный из мертвых и властелин земных царей, он принял нас к своему сердцу, обмыл своей кровью от наших проступков и сделал нас самих царями и священнослужителями перед Богом, своим отцом. Да будет ему слава и власть в веках веков! Да будет! Вон идет он в облаках (бури) и увидит его всякий глаз, и те, которые пронзили его, и зарыдают над ним все племена земные! Я, Иоанн, ваш брат и участник в печали и торжестве, и в терпеливом ожидании его прихода, был на острове Патмос для божественной науки и проповеди об Иисусе-Посвященном. В воскресенье я находился в состоянии вдохновения и слышал (в шуме волн) позади себя могучий голос, звучащий как труба: - Я первая и последняя буква алфавита, начало и конец. То, что видишь, напиши на папирусе и пошли собраниям верных в Малой Азии: в Ефес, Смирну, Пергам, Фиатиры, Сардис, Филадельфию и Лаодикию. Я оглянулся на этот голос и вот увидел (в очертаниях облаков, между которыми проглядывало солнце) семь золотых светоносных чаш, а посреди них (облачное) подобие человеческого существа, одетого в длинную белую одежду еврейских первосвященников и опоясанного под грудью золотым поясом. Его голова (солнце) и волосы (т.е. края облака над солнцем) были ярки как белый пух, как снег. Его глаза, как огненное пламя. Его ноги (столбы лучей, пробивавшихся на землю сквозь тучи) были подобны раскаленной в печи бронзе, голос же его был - шум множества волн. На правой стороне он держал в своей (облачной) руке семь звезд (Большой Медведицы), изо рта его выходил меч, заостренный с обоих концов, а лицо его было - солнце, сияющее во всей своей силе. Увидев его, я упал, как мертвый, к его ногам, но он протянул надо мною свою правую (облачную) руку и сказал (этим): - Не бойся! Я первый и последний, я жив, но был мертв, и вот буду жить в веках веков. Мне принадлежат ключи, запирающие смерть и подземное царство. Опиши все, что ты только что видел, все, что видишь теперь и что случится после этого. Сокровенный смысл Семи Звезд в моей правой руке и семи золотых светоносных сосудов (в тучах) таков: Семь Звезд - это оглашатели (ангелы) семи (Малоазиатских) общин, а семь сосудов - это сами общины" (перевод и комментарии в скобках Н. А. Морозова). В подлиннике Апокалипсиса нет имени Спасителя, нет даже имени Иисус, а написано греческим письмом еврейское Егошуа, что значит буквально "Божья помощь". Греки переделали это имя в Иесус, латиняне в Иезус, французы в Жезю, англичане в Джизэс и т.д. В результате от Егошуа не осталось почти ни одного звука. Христос же есть простое прилагательное, которое в обычном греческом языке означает окрашенный, вымазанный, а в переносном смысле - помазанный на власть (символическим помазанием маслом, елеем при обряде принятия). Греческое слово "ангел" нельзя оставлять без перевода в старинных документах на греческом языке. Это самое обычное разговорное слово, обозначающее гонец, вестник, глашатай - ангелами называли лекторов Оригенитских общин, которым и адресовался Иоанн. "А от Трона (посредине Млечного Пути) исходили молнии и громы и звуки (надвигающейся грозы), и горели против него семь огненных лампад (Большой Медведицы), семь душ, принадлежащих Богу. Вокруг же Трона стеклянное море (небесный свод), прозрачное как хрусталь, а посреди этого моря и вокруг трона находятся животные (четырех времен года), полные очей спереди и сзади. Первое из них (созвездие всепожирающей осени) подобно Льву, второе (созвездие питающего лета) подобно Тельцу, третье (созвездие все убивающей зимы, Стрелец) обладает лицом, как у человека, а четвертое животное (созвездие весны, крылатый конь Пегас) подобно летящему орлу (этим греческим словом означали в те времена млекопитающее животное, а не птицу). И имели они как бы на каждого из себя по шести крыльев (часов прямого восхождения неба), расположенных круговидно, а внутри себя и около они полны очей (звезд; подтверждение, что речь идет о фигурах древних созвездий. У каких других животных могут быть глаза внутри и кругом?) и ни днем, ни ночью не имеют покоя, восклицая (своим мерцанием): - Свят, свят, свят властелин наш Бог всемогущий, тот, кто был, есть и будет!" Всего в Апокалипсисе двадцать две главы. Когда небо уже сплошь покрыто тучами, Бог позволяет автору "сорвать печати", то есть показывает в просветах меж тучами созвездия, и Иоанн астрологически толкует расположение звезд. Он вообще толкует все, что видит (форму облаков, прибитый к берегу волнами кусок коры, найденную тростинку и так далее), в пользу скорого пришествия Иисуса Христа (Божьей Помощью Помазанника Посвященного) для покарания людских пороков. Множественные упоминания Иоанном планет, приходящих в разные созвездия, сделали нетрудными вычисления времени, когда пронеслась над Патмосом описанная им гроза. Решение было найдено Н. А. Морозовым и проверено затем в Пулковской обсерватории: "Откровение" явилось Иоанну 30 сентября 395 года по юлианскому календарю. Определились даже часы дня, когда пронеслась главная туча грозы, появилась радуга, промчались последние тучки. Несколько вариантов расчетов приведены в книге Н. А. Морозова "История возникновения Апокалипсиса (Откровение в грозе и буре)", к которой мы и отсылаем читателя. Репринтное издание 1907 года выполнено издательством АОН, Москва, 1991 г. "Я стал на морском песке, чтобы рассмотреть зверя, выходившего из моря (Византийская империя в виде чудовищной грозовой тучи) с семью головами и десятью рогами. На рогах его были десять корон, а над головой его эмблема богохульства (поднявшаяся к небу голова созвездия Змея?)... И увидел я нового зверя (символ государственной церкви), выходящего со стороны суши. У него были два рога... И вот Зверь (Византийская империя) постановляет теперь, чтобы всем, большим и малым, богатым и бедным, свободным и рабам, выдавали особые значки (по исследованиям Ньютона - кресты) для ношения их на правой руке или на голове, чтобы не смели ни покупать, ни продавать все те, кто не имеет на себе этого значка зверя или его имени или числового изображения его имени. Здесь мудрость: у кого есть ум, сосчитай число зверя, потому что оно доступно человеку. Число это шестьсот шестьдесят шесть". Почему зверь с двумя рогами символизирует церковь? Дело в том, что все годы от времен императора Константина и до Феодосия шла борьба двух религиозных фракций, николаитов и ариан, за власть над троном. Каждая из двух фракций называла себя универсальной (по-гречески кафолической). Оригениты, к которым принадлежал Иоанн, за власть не боролись. В пассаже о "знаке зверя" речь идет об эдикте императора Феодосия (умер в 395), которым империя начала гонения на язычников и всех, не принадлежащих к господствовавшей при нем Николаитской церкви. Люди лишались гражданских прав и даже права продавать и наследовать имущество, если не имели на себе знака правительствующей в империи религии (зверя по Иоанну), то есть креста, или слова "латинянин", или для простоты суммы букв этого слова. Мы изобразим его для вас русскими буквами, с греческими числовыми значениями букв: л = 30 а = 1 т = 300 е = 5 й = 10 н = 50 о = 70 с = 200 Итого 666 (Существовали аналогичные буквы древнерусского счета, так называемые "славянские цифры". Каждое из целых чисел от 1 до 9, а также десятки и сотни обозначались буквами азбуки с надписанным над ними значком, титлом, похожим на лежащий на боку знак интеграла. "Счет" и "чтение" слова однокоренные. Сочитано? - спрашивал один купец другого. - Считано, - отвечал тот. Латыни тоже известны буквы-цифры: I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, M = 1000.) Крест ВПЕРВЫЕ привиделся Константину I более чем за полвека до написания Апокалипсиса в виде шести лучей, исходящих от Солнца - ¬. Он воспринял видение как Божий знак. Была изготовлена хоругвь с шестилучным крестом и надписью "Божией Помощью - Сим победишь". Этот факт вместе с явным отсутствием у автора Апокалипсиса восторга перед Крестом, столь свойственным христианам нашего времени, помимо нашего желания свидетельствует: религия была СОВЕРШЕННО не похожа на евангельское христианство. Иоанн Златоуст, сам причисленный к еретикам, императорского эдикта о ношении на теле знака зверя, конечно, не одобряет. Суровыми карами грозит он властям и церкви! Исполнение пророчества (сошествие Христа) Иоанн определил на 13 марта 399 года, когда, по его астрологическим вычислениям, Агнец из созвездия Овна спустится на землю на ярко-белом коне Юпитера. Дату эту он зашифровал в 11, 12, 13 и 19-й главах "Откровения" так хорошо, что полторы тысяч лет никто ничего не мог разобрать. Но для верующих той поры дата ожидаемого пришествия Христа, конечно, тайной не была. Иоанн вынужден был раскрыть ее друзьям, а впоследствии и сильным мира сего. Слухи довершили дело. "Вот, приду скоро (говорит Иисус) и всем принесу с собою мое возмездие и воздам каждому по его делам. Я первая и последняя буква алфавита, начало и конец. Счастливы исполняющие мои заветы: ось жизни будет в их власти, и они войдут в твердыню (небес) воротами. А все льстецы, шарлатаны, безнравственные, убийцы и поклонники изображений (икон и статуй), и всякий любящий и делающий неправду - будут вне ее. Я, Иисус, послал моего вестника засвидетельствовать все это на собраниях верных. Я корень и потомок Любви, звезда светлая и утренняя!" К тому моменту, когда книга распространилась по Византии, императорский трон занимал девятнадцатилетний Аркадий, с юною своею женой Евдоксией. Как же поступили царственные супруги с монахом-еретиком, посмевшим пророчествовать против власти и церкви? Казнили? Заковали в железа? Выслали навсегда? Тот, кто так подумает, совсем не разбирается в силе людских суеверий. ТОГДА каждый понимал пророчество абсолютно всерьез и ожидал предсказанных бедствий. Жуткая паника охватила не только христиан, но и живших среди них язычников. Даже много столетий спустя книга вызывает у малообразованного читателя ужас, заставляя предполагать, что предсказанное когда-нибудь непременно сбудется. Аркадий и Евдоксия были впечатлительными и суеверными молодыми людьми, детьми своего времени. Что же им делать, если грядут такие беды? Ничего иного, как вызвать к себе говорившего с Богом и провозгласить его своим собственным пророком. Немедленно исполнять все, что он требует, каяться и исправляться! В 397 году кстати умер престарелый епископ Нектарий, "и все Константинопольские священники, и окрестные епископы, и весь народ" требуют Иоанна! К нему отправляют послов с приглашением. А что же пророк, опять живущий в Антиохии? Обрадовался? Возгордился? Смиренно принял сан, дабы исполнить волю Бога по искоренению мерзостей? Ни то, ни другое, ни третье. Он испугался и скрылся в храме, под защиту местных жителей. Он решил, что его хотят доставить на смерть, и наотрез отказался куда-либо ехать. Очень красноречиво, не правда ли? Пришлось хитростью выманивать его наружу и, фактически похитив, под конвоем везти в столицу. Три года он руководил затем византийской церковью. И не было, и не могло быть в ожидании предсказанного им пришествия Христа ни николаитов, ни ариан, никаких других сект. Все стали оригенитами, а вернее, иоаннитами, в его честь. Когда минули страшные три года ожидания кончины мира, и сам Иоанн давно уже понял, что пророчества не сбудутся, начал он проповедовать, что вот, де, вы покаялись, и Бог отложил свой визит, он вас простил... Но тут уж новые "друзья" не простили Иоанну пережитого ужаса, и все прежние страсти грянули с новой силой и смели с исторической сцены как самого пророка, так и всех его сторонников. Но эта история уже не имеет прямого отношения к хронологии. Древо веры ...В религии - Нет ереси, чтоб чей-то ум серьезный Не принял, текстами не подтвердил, Прикрыв нелепость пышным украшеньем. Вильям Шекспир, "Венецианский купец". До появления в III веке идеи единобожия-арианства в Средиземноморье господствовала колдовская религия. Слово колдун произошло от еврейского КЛД, от него же современные слова культ, культура. Жрецы, шаманы этих верований занимались именно колдовством и магией. Располагаясь в поселках при разрозненных капищах богов, они промышляли знахарством, поиском пропавших вещей, предсказаниями судьбы и так далее. Они полагали, что делами людскими управляет не Творец, а местные второстепенные боги. Возможно, им просто не хватало кругозора и уверенности в себе, чтобы мыслить категориями более широкими. Разумеется, организованного духовного сословия не было и не могло быть. Лишь Моисей объединил их под своей рукой, и шаманы этому не сопротивлялись. И не потому, что были разобщены и слабы, - нет, они были даже рады объединиться! То, что мы принимаем сейчас за религиозную систему античности, на самом деле во многом созданная арианством промежуточная система, включившая в себя разные культы, в которой есть Бог-отец (Громовержец) и другие подчиненные ему боги. Эта система верований в результате хронологической ошибки была перенесена в древность, но не целиком. Что мы видим в истории "Древней Греции"? Скопище враждующих богов и богинь, легенды об их похождениях на земле, и храмы божии. Чего мы не видим в этой истории? Мы не видим религиозного канона и, самое странное, священников. Но ведь каждый бог должен иметь своего проповедника! А кто и по какому канону строил храмы? Они ведь не растут, как грибы. Разгадка в том, что проповедники остались жить в своем родном IV, V, VI и так далее веке н.э., а их боги, волей хронологов, "отправились" в древность, где не было еще никаких Парфенонов... Секты, вошедшие в единую религиозную систему, но отдававшие предпочтение прежним языческим богам, получили в Ромейской империи название николаитов. Название это Н. А. Морозов производит от еврейского слова НКЛ - хитрец, чудотворец; В. Т. Поляковский предлагает другое толкование: николаиты не колдуны, а "люди победителя народов", Николаус по-гречески. В различных книгах Библии имя Бога различно, и неправильно переводить его одним и тем же словом. У пророков это Бог, который должен прийти и царствовать на земле, Иеве, где первое И значит Бог, ЕВЕ - быть, грядущий (иное произношение - Яхве). Этот Иеве имеется и в латинском пантеоне богов с прибавлением знака "S", как принято для имен существительных мужского рода: Иевес (Jovis), Бог-громовержец. Раввинам было запрещено произносить Иеве, чтобы Громовержец не откликнулся на зов. Имя стали произносить, изменяя его. Так получились Бог-Спаситель И-исус (иса - значит спасать, помогать) и Бог-Отец Jo-Рater, в итоге превратившийся в Юпитера. Название единого Бога было в разных языках разным. "Древнегреческий" Зевс происходит от слова "Зоо", живой, сущий. Но произнесите звук З на английский манер, как Th, и вы удивитесь, во что превратится этот Зэус. В родительном падеже он и произносится как Dios, что созвучно латинскому Deus, бог. Например, в этом падеже упомянут Зевс в имени известного греческого философа Диогена: Богом Рожденный. Произношение имени Бога на древнеарабском - Илу (Элу, Али). Слово Аллах экзотично для русского уха, но, как отмечал Исраэль Шамир, оно совсем не чуждо уху еврея, поскольку означает то же самое, что еврейское Элоха, тоже происходящее от Илу (Элу, Али). От этого же Элу древнееврейское название греков "эллины", что значит Богославный народ. Первичным Богом было Солнце, это ясно видно из его названия: Элиос, Гелиос. К нему взывал Иисус при распятии: "Эли, Эли! Ламма савахтани" (Боже, Боже! Зачем ты оставил меня). Солнце (Свет) было Богом и древних славян. В русской "Велесовой книге", относимой к IX веку н.э. (если она подлинна), читаем: "у Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть - Свет. Его же мы называем Перун, Дажьбог, Хор, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем милостью божьей, до тех пор, пока жизнь имеем". Далее упоминается о крещении Руси, а затем говорится: "И вот храни приняли Патера Дыя, чтобы он стоял особо напротив Матери". Дый - это Део, Тэо, Зоо, единый Бог на разных языках. Племенные верования и племенные названия богов как бы ветви единого древа веры. С распространением единобожия шаманские идолы начали рушиться и в переносном и в прямом смысле, в результате землетрясений. При наличии нового мощного, объединяющего разные племена верования это было понято, как знак главного Бога, и прежних идолов начали разрушать целенаправленно. Началось (точнее, продолжилось) Израелитство, что в переводе значит "богоборство". Это стало второй ступенью религиозной эволюции Европы и всего Средиземноморья. Вожди арианства, основатели Ромейской империи со столицей на берегах Босфора, были одновременно великими первосвященниками (Pontifices Maximi) и предводителями новых магов, которые служили теперь, главным образом, единому отцу богов и людей, Богу-Громовержцу, имеющему трон свой над Везувием, у которого цари-понтификсы получали свое посвящение. При Константине Великом (306 - 337, с него списаны истории Ромула, императора Октавиана и библейского царя Иеровоама) духовенство, в которое обратились привычные людям местные маги и колдуны, освобождалось от несения государственных повинностей, их поселения могли получать земли в дар или по завещанию, над ними назначались наблюдатели - епископы, которым даны были права судей не только над духовенством, но и над светскими людьми. Так власть получила поддержку и народа, и духовенства. Почти одновременно, уже в IV веке, начало складываться первичное (раннее) мессианское христианство, как понятие о Сыне Божием, посланнике Его, или Мессии. У языческого божка не могло быть сына или посланника! Только общая вера в единого и единственного Господа могла вызвать веру в Христа. Христов, Назареев было немало, ведь это просто значит "посвященный". Особое место среди них занял Великий Царь (Василий Великий), спасшийся от казни, которая сопровождалась Лунным затмением и землетрясением. После его смерти и появления Апокалипсиса (395 год) началась эпоха пророчеств, эпоха апокалиптического христианства. Смерть Христа разделила мессианских христиан. Одни в нем разочаровались и не признавали в нем Сына Божьего (в основном те, кто видел его последний путь и погребение в Египте), другие продолжали верить и ждать скорого мессии возвращения для устранения несправедливости в мире. Были такие, кто считал, что он не умер, а скрывается где-то до поры; и такие, кто полагал, что загробный мир - поле его деятельности после смерти, и он там наводит порядок. Помимо официальной арианской церкви, появился целый набор сект мессианского толка, ожидающих Мессию-Спасителя и не верящих, что он уже приходил (у евангелистов они названы фарисеями). Они не просто ждали Мессию, а надеялись, что он сурово накажет власть предержащих за отход от Божеских заветов. Разумеется, такая позиция властям не нравилась! Секты христиан-мессианцев скрывались в уединенных местах, их преследовали, выселяли в пустынные места - проповедуй, дескать, воронам! Были и другие мессианцы, не христиане, они называли себя иудействующими (богославцами). В споре с арианами они объявили, что их вера существовала задолго до Ария (умер в 336), а потому более правильная. "...и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но - сборище сатанинское" (Апокалипсис, II.9, традиционный перевод). Здесь христианский святой Иоанн Златоуст говорит о движении иудеев-БОГОСЛАВЦЕВ, о том, что они взяли название себе, как славящие Бога, но этого названия не заслуживают, потому что он СЕБЯ и своих единоверцев считает истинными богославцами, иудеями. Иначе говоря, известные нам легенды о преследовании ранних христиан язычниками рассказывают на самом деле о том, как правившая тогда арианская церковь и государство гнали сторонников христианства, которые верили, что Христос УЖЕ приходил и придет вновь, а также о том, как ариане и христиане ВМЕСТЕ преследовали секту иудеев, которые не верили в уже произошедшее пришествие. Они видели смерть Василия Великого и не признавали его божественной сути, но верили в грядущее пришествие Мессии (они и сейчас его ждут). Так арианство разделилось, а позже, в VII веке, когда ариане агрянского толка (мусульмане) начали выводить свою веру из событий, происшедших в Мекке, разделилось еще раз. Известно, что иногда одно слово имеет несколько разных значений, а иногда несколько слов означают одно и то же. Со временем значение и понимание слов изменяются, и появляются легенды самого нелепого толка. Так получилось и с названиями верований. Ни одно утверждение о столь давних событиях, приведенное в исторических книгах (в том числе в этой), нельзя воспринимать как полную, непреложную и окончательную истину. В этом деле всегда возможны открытия. Если даже ДАТЫ событий перевраны традиционной историей, и не единожды, то что уж говорить о СУТИ этих событий! Культура (и вера) имеет свойство распространяться из более культурных мест в менее культурные, но там она не воспринимается адекватно, потому что для нее нет основы. Поэтому идеи на периферии сильно изменяются, а потом возвращаются обратно. А в любом, даже самом культурном обществе есть люди с разным уровнем развития, в том числе с развитием, отстающим от общего. Вот именно они склонны хорошо воспринимать обратное поступление искаженных идей. Возвратный поток может захлестнуть и сам центр, заставляя его эволюционировать весьма своеобразно. Пример этому - возникновение огромного количества сект (более шестисот) на раннем этапе христианства (впрочем, отметим, что этот процесс и сейчас идет). Крупная секта хилиастов (тысячелетников, по-гречески) считала, что скоро наступит царствие Мессии и продлится тысячу лет. Секта яковитов проповедовала, что Христос и есть сам Бог. Секта несториан, в противоположность им, полагала Христа человеком, в котором Бог лишь "нравственно обитал". Христос не Богочеловек, а Богоносец, и мать его не Богородица, а Христородица. Несториане ждали возвращения Христа для наведения порядка в земных делах, как исполнителя божественной воли, наделенного сверхъестественной силой. Эта секта, осужденная в центре империи, расцвела пышным цветом в Персии, Аравии, Индии и Китае. (Высланные из империи, несториане принесли в восточные страны идею Христа, став браминами новой веры, которая здесь развилась в кришнаитство; и вот сегодня мы наблюдаем, как христианство, переработанное на периферии, возвратно ударило по Европе под своим другим именем). Николаиты (колдуны), получая "подпитку" от самых темных слоев населения, то возвышались, то уходили в тень, но до сих пор не исчезли, в том числе с телеэкранов. Вот что пишет о них Иоанн, обращаясь к ангелу (лектору-проповеднику) Пергамской церкви от лица Иисуса: "Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечём уст Моих" (Апокалипсис, II, 14 - 16). Упомянутые сыны Израилевы - вовсе не евреи Израиля, и не иудеи, как можно подумать, а сторонники богоборства, борьбы с идолами николаитов. Ефтихиане - блаженцы, монофизиты (как и несториане), то есть признающие какую-то одну сущность Христа: либо божественную, либо человеческую. В отличие от несториан, считали Христа Богом. Манихеи-буддисты ("мане" по-персидски дух; манихеи - духовные люди). Традиционно считается, что секта возникла в 270 году. Если же считать годы не по эре "от Рождества Христова", а по эре Диоклетиана, которая начинается в 284 году, то время основания секты манихеев - VI век н.э. Основоположником считают сарацинского торговца Скифана, который, разбогатев на торговле с Индией, поселился в Александрии и, занявшись философией, создал свою собственную религиозную систему. После его смерти проповедовать учение стал его слуга Терпентин. Предположив, что достигнет успеха в Персии, он переехал в эту страну и принял имя Будды. По нашему мнению, современный буддизм Персии, Индии и Китая - это ветвь христианства, прошедшего через манихейство и дополненная местными языческими верованиями. (О буддизме мы более подробно поговорим в следующих главах этой книги.) В 590 году эпидемию чумы в Италии не смогли остановить обращения ни к Богу, ни к Его Сыну. Но после процессии в честь Небесной Девы чума пошла на убыль... И у верующих появился новый защитник, Небесная Дева. А синтез мессианского христианства с культом Девы и появившимися вскоре первыми Евангелиями привел к возникновению евангельского христианства. 622 год - обособление агрянства (раннего мусульманства). Власть в империи держалась на общем признании того факта, что дается она от Бога в религиозном центре мира в Италии. Появление нового центра поклонения в Мекке должно было привести к появлению и второго правителя, власть которого столь же божественна и законна, как и власть Базилевса империи. Им стал наместник Бога - Халиф. Первоначально оба верования были арианскими. Это подобно двум приходам, один из которых Святой Троицы, а другой - Николая Чудотворца. Оба православные, но храмы посвящены разным событиям, а потому и названия разные. Если бы два эти прихода решили выяснить, какой из них главнее, то спорили бы не об основах веры, а, например, о количестве прихожан, величине храма. Вот и между двумя религиозными центрами, арианским и агрянским, сначала не было разногласий, хотя правители государств, конечно же, решали свои проблемы с помощью армии. Только в 680 году византийская церковь объявила агрянство ересью. Но еще и в Х веке отношения двух ветвей одной религии были не просто мирными, а дружескими. Чтобы оценить их, прочтите отрывок из письма греческого патриарха Николая Мистика к критскому эмиру (915 год; цитируется по книге Н. А. Морозова "Христос", том 6): "Преславному, знаменитейшему и возлюбленному эмиру Крита (пишет мусульманину! православный! патриарх). Всякая земная власть и началие, друг мой, зависят от началия и власти свыше, и нет среди людей ни одного властителя, держащего на земле власть собственной мудростью, если владыка на небесах, царь и единый властитель, не согласится на его власть... Две власти, сарацинская и римская, превосходят всю власть на земле и блистают, как два великих светила на тверди небесной. И уже по одному этому нам нужно относиться друг к другу общительно и по-братски, и из-за того, что мы разделены образом жизни, нравами и религией, не следует вполне чуждаться друг друга..." При Махмуде Газни (998 - 1030) агрянство преобразовалось в мусульманство. Принял окончательный вид Коран... И лишь в 1180 году, при императоре Мануиле Комнине и патриархе Феодосии, эта религия была отлучена от византийской церкви. Почему же понадобилось ждать более полутысячи лет? Предположив, что на самом деле основал мусульманство Махмуд Газни (Завоеватель), объединивший под своим "единобожническим флагом" многие страны, Н. А. Морозов пишет: "Выход из затруднения, и самый естественный, будет тот, что магометанство и возникло из арианства лишь незадолго до своего отлучения, и это поразительно совпадает с некоторыми историческими фактами". При этом, надо заметить, сам император возражал против проекта анафемы "Магометову богу", написав собору в Скутари: "Я был бы неблагодарен и безрассуден, если бы не воздал моему богу, владыке и царю всяческих, хоть самую малую честь за все те благодеяния, которые я от него получил, употребив все старания для того, чтобы его - истинного бога - не подвергали анафеме". То есть и в XII веке Византийские императоры считали, что у них и у мусульман один Бог! Может ли это быть, ведь от VII до XII века религии должны были очень сильно разойтись! Архиереи мнению своего императора не вняли. Понадобились долгие личные объяснения между ним и патриархом, прежде чем была выработали компромиссную редакцию документа, вообще не упоминающую Бога: "Отлучение Магомету и всему его учению и всем его последователям". Итак, до XII века мусульманство считалось только ересью, ответвлением общей веры в Бога. Необходимо отметить, что арианское исламство, называвшееся в средние века агрянством, исмаэлитством или сарацинством, поначалу практически ничем не отличалось и от иудейства. И так было вплоть до кануна Крестовых походов, когда в Европе распространились Евангелия, а в агрянских странах Коран, принесшие в мир вместо всеобщего братства всеобщий раздор, меч крестоносца и джихад. Несколько ранее, в 717 - 802 годах, проходило очередное иконоборчество на востоке Византийской империи, временно разделившее церкви Византии и Италии. С этого времени началось формирование православной и латинской церквей. Этому послужила и причина личного характера: когда во второй половине IX века на патриарший престол в Царьграде претендовали два кандидата, римский понтификс-максимум (еще не папа) вмешался, поддержав одного из них, и не угадал. Новый византийский патриарх предал римского деятеля анафеме, обосновав свое решение тем, что латиняне безосновательно признают Святой Дух исходящим не только от Бога-Отца, но и от Сына. Римский деятель в долгу не остался и предал анафеме патриарха. Случилось это в 867 году, но то не было первой попыткой латинян добиться самостоятельности и заявить свое превосходство, поскольку уже в 800 году Рим короновал императорской короной Карла Великого, который стал первым Романским императором, политическим руководителем Западной Римской империи. При нем, кстати, произошел перенос выходного дня с субботы, как того требует Ветхий Завет, на воскресенье. Казалось бы, какая разница? Но так была проведена четкая граница между мессианцами (первичными евреями всех народов) и евангельскими христианами. Акция Карла стала первым звеном в цепи событий, приведших к так называемому "освобождению Испании" и гонениям на евреев. Итак, в VII - X веках были написаны и стали достаточно широко известны все Евангелия и Деяния апостолов, в IX - X приняли канонический вид еврейское Пятикнижие и Ветхий Завет, в ХI веке - Коран. Религиозный мир встал на грань нового разлома. Летом 1054 года послы из Рима, понтификальные легаты, положили на алтарь храма Софии в Царьграде грамоту, в которой патриарху "Михаилу и сообщникам его, пребывающим в заблуждениях и предерзостях", провозглашалась "анафема вместе со всеми еретиками, купно с диаволом и ангелами его". Михаил в ответ на это созвал собор, на котором была произнесена анафема римским легатам и соприкосновенным с ними лицам, пришедшим в "богохранимый град, подобно грому, или буре, или лучше, подобно диким кабанам, чтобы низвергнуть истину". Так произошло окончательное отпадение западной христианской церкви от восточной. Вскоре начались Крестовые походы. Сын Бога, Дионис "Античная" эллинская система богов не только не противоречит первичному христианству, но и выросла из него или, вернее, совместно с ним. Первая попытка провозглашения единобожия, явленная в Библии ("Аз есмь Господь Бог твой, да не будет тебе богов иных, разне меня") осталась лишь попыткой, она позволила провозгласить специального Бога богов, не более. Лишь в VII веке преемники пророка Мухаммеда добились успеха, действительно установив единобожие со своим знаменитым "Нет Бога, кроме Бога, а Мухаммед пророк его". С этим лозунгом они вплоть до XI века, до начала Крестовых походов, громили статуи и прочие изображения богов. Крестоносцы пытались остановить их идеологическое наступление, ведь христиане сохранили в своей религиозной традиции "иных богов" и их изображения: статуи Спасителя и Пречистой девы (у католиков), живописные изображения (иконы) Бога-Отца (Зевса-Юпитера), Бога-Сына (Аполлона-Диониса-Иисуса) и его матери Пречистой девы. Остальные боги и полубоги были преобразованы в ангелов, демонов, невест христовых (нимф) и святых разных разрядов. Именно такую систему мы видим в повествованиях классических писателей. Например, в книге Фукидида мы находим, кроме поклонения Богу-Отцу, также поклонение Его сыну, под именами Аполлона и Диониса (Феба по Гомеру), его братьям и сестрам и даже иностранным отображениям вроде Бахуса, а в Латоне, Лете и Семеле можно узнать обожествленную деву Марию. Фукидид приводит один из гимнов Богу-сыну, цитируя Гомера: Радостью, Феб, ты нигде так не тешишься, как здесь на Делосе. Там, где по стогнам твоим ионияне в длинных рубашках Вместе с детьми и супругами славят тебя всенародно, Боем кулачным, и песней, и пляской твой дух развлекая В дни, когда В ПАМЯТЬ ТВОЮ совершают священные игры. Легко увидеть, что для "древних греков" явление Мессии лежит в прошлом, как и для христиан. Дата жизни Гомера не установлена окончательно, но мы, принимая самую распространенную версию - что он жил в VIII веке до н.э., видим, что по "Синусоиде Жабинского" этот век находится на линии № 2 и соответствует Х веку реальной истории. Это - канун крестовых походов. Во времена этих походов и владычества латинян над Грецией папа католиков со всей курией кочевал между Римом и Авиньоном; Европу раздирали межгосударственные противоречия; Италия была разделена на десятки монархий и республик; связь и транспорт не были развиты в достаточной степени. Ничего нет удивительного, что в Греции того времени мы видим систему христианства, сходную с "античной", но не видим позднейшей теологической софистики, заявляющей, что Бог-Отец и Бог-Сын - не два отдельных бога, а один и тот же, сам себе отец и сын через Божественную деву. Развитие христианства застыло тут на стадии, предшествовавшей Крестовым походам. В целом же античная теология, изображенная Фукидидом (V век до н.э., линия № 5, реальный XIII век), отличается от современного христианства лишь вариацией имен и некоторых терминов. Многих классических богов можно легко узнать в различных архангелах католической и православной церквей. Мало того, теологи того времени прямо связывали рождение Иисуса Христа с именами Хроноса, Зевса, Геры, Реи, как это, например, сделано в "Сказании Афродитиана", написанном во времена поздней Латинской Греции и очень популярном с конца XIV и до середины ХVI веков, в том числе на Руси. Лишь позже христианство отвергло свои "древнегреческие" корни. Посмотрите, с какой яростью отзывается об античных богах инок Максим Грек, творивший в XVI веке! - они явно его современники, а ведь по традиционным представлениям промчалось полторы тысячи лет с тех пор, как они исчезли с исторической карты: "И аще сия сице, убо Христос не от Девы, но от блудницы Иры (Геры) и от корене Кроноса, и Реы, и Зевса бесовъ, а не от корене сочтется Авраамля, Иессея и Давида праведныхъ. Который же слух християньскый, аще воистину по Бозе благочествуетъ, кротце понесет слышать Христа от род глаголемаго Крону и Зевса, и Иры бесов, а не Аврааму, и Иесею, и Давиду праведных?.. Ирою бо самую Деву Марию образовательне знаменуютъ. Оле нечестиа и безумия вкупе!" Театр - слово божественное Учебники утверждают, что "истоки современного европейского театра прослеживаются в Древней Греции: театр родился из сельских праздников в честь бога Диониса. В Афинах этот праздник превратился в более официальное праздничное действо, известное как Великие, или Городские, Дионисии. Ежегодно к этому празднику поэты сочиняли песни, их исполнял хор". В Риме эти праздники назывались вакханалиями. Слово театр (teatrum) историки-лингвисты производят от греческого теама, зрелище, но вот какая странность: "теама" как зрелище относится в греческом языке только к театральным представлениям, обычное же зрелище называется опсис и эйдес. Так что, скорее всего, не "театр" произошел от "теамы", а наоборот. На самом деле, полагаем, название театр есть сокращенное тео-атриум, то есть преддверие богов; комедия (коме-диа) - шествие богу; трагедия (траге-диа) - жертва богу. Таково мнение Н. А. Морозова. Историки же слово "трагедия" производят от греческих слов, означающих в переводе "песнь козла". Возможно и так, но нельзя забывать, что козла приносили в жертву в новомесячия и в годовые праздники за грехи народа, см. Числа, XXVIII, 22, 30. Церковная служба и театральные представления - две ветви культуры, выросшие из одного и того же корня, причем церковные представления, конечно, предшествовали светским. И ныне на церковную "сцену" выходят только священник и дьякон. Их разговоры не сложны, им содействует хор на клиросе. А каков первоначальный "античный" театр? Зрительные места, обязательный жертвенник (алтарь), хор и сцена, на которую выходят один или два актера, читающие божественные тексты в сопровождении хора. Как далеко ушли от этого и сложный античный, и современный светский театры, где на сцене действует множество актеров! Мы не признаем разновременности сложного античного и средневекового светского театров, это один и тот же пласт культуры. Античный театр - мираж, отражение в древности театра эпохи Возрождения или ее кануна. Драматизированное Евангелие, библейские сюжеты служили основой развития религиозных мистерий как одной из ветвей театрального творчества. "Трагедии в придворном театре царя Алексея Михайловича конца XVII века не ставились, в комедиях (драмах, действах, действиях) выводились одни и те же персонажи: боги, библейские герои, отвлеченные понятия: Мудрость, Вражда, Любовь", сообщает Е. Г. Ковалевская. О чем, думаете вы, повествуют пьесы XVII века: "Рождественская драма", "Артаксерово действо", "Жалостная комедия об Адаме и Еве"? Они, как и многие другие, написаны совершенно в том же стиле, что и драмы Еврипида... Н. А. Морозов приводит к случаю мнение крупного театроведа З. Ашкнази: "Нужно мысленно воспроизвести лихорадочно-религиозную атмосферу, в которой жили первые христиане, их апокалиптическое возбуждение, чтобы понять, какую громадную роль играл в их культе активно драматический "оргийный элемент"... Первые мистерии исполнялись в самой церкви и составляли как бы часть богослужения. Но постепенно они начали привлекать все более широкий круг зрителей, которые съезжались на церковные праздники и на приуроченные к ним ярмарки из окрестных приходов". Так разделились театр и церковь. Аристофана, чье имя значит Наилучший Освещатель (нравов), энциклопедии рекомендуют нам как древнего грека (445 - ок. 385 до н.э.), "отца комедии". В его пьесах нет того, что называется ныне интригой; нет показа индивидуальной психики, как мотива для действий персонажей; коллективные разговоры ведутся хоровым напевом в сопровождении танцев. По своему построению любая пьеса его - чистейшей воды оперетка-балет! Так и незачем относить такого рода произведения в незапамятную древность. Почему не рассматривать их как переходную ступень к балету? Лучшая комедия Аристофана - "Лисистрата", что в переводе означает "Упразднительница войны". Сюжет прост: дабы отбить у мужчин охоту к войнам, женщины сговариваются отказывать им в любовных утехах. Любовники - и те как будто вымерли. От самого милетского предательства Уж пальчика из кожи* я не видела, В печальной доле вдовьей утешителя! Хотите ж, если средство я придумаю, Помочь мне и с войной самой покончить все? - так "Упразднительница войны" предлагает подругам свой план. Они спорят; они сомневаются. * В точном переводе "не видела фаллоса восьмидактильного". Невозможно не отметить, что греческое слово фаллос того же обще-индоевропейского происхождения, что и славянский палец, а возможно, и палица, и палка. Лисистрата настаивает: Да! Клянусь богинями! Когда сидеть мы будем, надушенные, В коротеньких рубашечках в прошивочку, С открытой шейкой, грудкой, с щелкой выбритой, Мужчинам распаленным ласк захочется! А мы им не дадимся, мы воздержимся, Тут знаю я, тотчас они помирятся. И в таком духе страницы, страницы и страницы. Сорок четыре развязные и длинные комедии, ежели Аристофан действительно жил в V - IV веках до нашей эры, были написаны им не иначе, как веточкой на песке или шипом от розы на кленовых листочках, ведь до изобретения писчей бумаги и скорописи оставались еще века и века. Описание же Аристофаном одежды героев пьесы вообще вгоняет в оторопь: Ах! что же сделать можем мы разумного И славного, мы женщины, нарядницы, В шафрановых платочках, привередницы, В оборочках немецких, в полутуфельках? Нужно напомнить читателю, что согласно традиционной истории через СЕМЬСОТ лет после приключений Лисистраты германские варвары, победившие наследников древнегреческой культуры - римлян, ходили, обернувшись в медвежьи шкуры. Куда ж они подевали свое портняжье искусство, так хорошо знакомое "древнему греку" Аристофану? Куда девали "рубашечки в прошивочку", оборочки, туфельки и полутуфельки, которые, как видим, экспортировали даже в Древнюю Грецию? Литературовед А. И. Пиотровский (1898 - 1938) пишет: "Через десять-пятнадцать лет после постановки Лисистраты умерла древне-аттическая комедия как театральный род. Умерла надолго (на две тысячи лет!!!). Основные особенности ее - хоровое начало, и симметричная композиция - всегда оставались в стороне от большой дороги театра, занятого торжествующей комедией интриги. Только средневековая драма, рожденная социальными и религиозными условиями, напоминающими обстановку пятого века до Рождества Христова в Афинах, приблизилась к формам этого ритуального, этого обрядового театра". Тут уж и добавить нечего. Договорились! Действительно, средневековая обстановка настолько напоминает античную древность, что различить их совершенно невозможно, да и незачем. Аристофан (линия № 5 - 6 "синусоиды Жабинского") - автор, творивший лет за сто-полтораста до Шекспира (1564 - 1616) и Рабле (1494 - 1553). Достаточно сравнить любую его комедию с изделиями Боккаччо (1313-75, линия № 6), чтобы убедиться: это произведения одной и той же выделки. Ни одно - ни одно! - драматическое, беллетристическое, историческое или научное произведение так называемых античных авторов не было известно никому вплоть до кануна эпохи Возрождения. Например, вот рукописи драматурга-трагика Еврипида (якобы ок. 480 - 406 до н.э., линия № 5) в порядке предполагаемого историками появления их в поле зрения публики: "Кодекс Ватиканус" и "Кодекс Марсианус" не ранее XII века (линия № 4); "Кодекс Паризинус" и второй "Кодекс Марсианус" не ранее XIII века (линия № 5); две рукописи "Кодекс Флорентинус" не ранее XIV и две не ранее XV века. Словосочетание не ранее означает, что раньше указанного века манускрипт быть составленным не мог, а позже - мог. Сходная картина с рукописями ВСЕХ античных авторов! Хватит ли нам наивности для предположения, что труды "антиков", наподобие древнеиндийских Вед (о которых позже), создавались и столетиями передавались от поколения к поколению изустно, дабы в XII - XV веках быть записанными и дать начало "Возрождению" античности? И сможем ли мы, наконец, понять, что если герои "древнегреческой" пьесы одеваются, как люди средних веков, то и пьеса, скорее всего, написана в средние века? 28 3