Российские вести № 6 за 1999 Мальчики направо, девочки налево Сергей Валянский, Дмитрий Калюжный На протяжении всей истории человечества мальчики и девочки обучались раздельно и разным вещам. До пяти лет разницы, конечно, не было. Зато потом... Потом девочки безраздельно поступали под руководство женщин и начинали изучать домашнюю премудрость: готовка, шитье, уход за детьми. Мальчики "накачивали" силу и развивали ловкость, учились пользоваться достаточно примитивными в те далекие времена орудиями труда и оружием. Так дело шло десятки, сотни тысяч лет. Обучение наукам в школах многих масс школьников - достижение недавнее; этой практике всего лишь несколько сотен лет. Причем обучали наши предки своих разнополых детей опять-таки раздельно. И в России образование было таковым во всем обозримом прошлом, вспомним хотя бы Царскосельский лицей для юношей и Смольный институт для благородных девиц. Лишь после 1917 года, когда встала задача достичь поголовной грамотности, было повсеместно введено совместное обучение мальчиков и девочек. Попытка вернуться к обучению раздельному (после Великой Отечественной войны), к сожалению, не была доведена до конца. Попробуем привести некоторые соображения о пользе раздельного обучения. Для этого имеются очень серьезные основания! Двуполость людей (и не только людей) вызвана тем, что любая биологическая система, для устойчивости своего развития, должна уметь и сохранять накопленную в прошлом полезную информацию, и, при изменении внешних условия, уметь изменяться. Проблема решается так: система разделена на две сопряженные подсистемы, консервативную и оперативную. Первая (материнская) отвечает за сохранение имеющейся информации, вторая (отцовская) - за приобретение новой. Мать передает потомству общее для нашего вида живых существ, людей; отец - частные признаки, нужные для выживаемости при существующем в момент его жизни состоянии природы. Иначе говоря, женщина "тянет" генотип из тысячелетней дали и определяет общую выживаемость вида, мужчина - выживаемость "при данной погоде". Учитывать это необходимо, чтобы правильно определить социальные роли мужчин и женщин, их оптимальное место в жизни общества. Природа сама определила разницу между мужчинами и женщинами. Причем в этом вопросе не нужны, бессмысленны споры о том, кто из них "лучше". А кто лучше - чемпион по боксу или чемпион по шахматам? Стране, выставляющей команду на международные соревнования, нужно иметь и того, и другого. Так и в рассматриваемой нами проблеме: во время войны в бой идут исключительно мужчины; в роддомах лежат исключительно женщины. Для развития вида нужны и те, и другие, но они РАЗНЫЕ, вот что нужно понимать, планируя образовательную и производственную политику государства. Именно этот факт и проявлялся на протяжении сотен тысяч лет в раздельном обучении разнополых детей и подростков, закреплявшем разницу между ними и позволяя тем самым лучше выживать всему виду. Нам ли корректировать природу?! Учитывать половой диморфизм человечества необходимо, занимаясь проблемами демографии и медицины, психологии и педагогики, экономики и алкоголизма, наркомании и преступности. Правильная социальная концепция пола нужна для решения проблем рождаемости и смертности, семьи и воспитания, профессиональной ориентации. Такая концепция должна строиться на естественной биологической основе. Широкая норма реакции женщин обеспечивает им более высокую, нежели у мужчин, пластичность в индивидуальном развитии. Это относится и к психологическим признакам. Отбор в зонах дискомфорта у женщин и мужчин идет в разных направлениях: благодаря широкой норме реакции женщины могут "выжить" в этих зонах за счет воспитуемости, обучаемости, конформности, попросту адаптировавшись к дискомфортным условиям. Для мужчин этот путь закрыт. Выжить им удается только за счет находчивости, сообразительности, изобретательности. Иными словами, женщины приспосабливаются к ситуации, мужчины изменяют ее, "приспосабливая" к себе. Дискомфорт стимулирует у мужчины поиск нового решения. В этом причина, почему мужчины охотнее берутся за новые, требующие поиска неординарные задачи (часто выполняя их вчерне), а женщины лучше доводят решение знакомых задач до совершенства. Новаторство в любом деле - миссия мужчин. Они первыми осваивали все профессии и виды спорта. Так, например, вязание, в котором сейчас держат монополию женщины, изобрели в XIII веке мужчины Италии. Они же (и тоже в Италии) придумали бухгалтерский учет; ныне этой кропотливой работой занимаются почти исключительно женщины. Мужской пол чаще подвержен "новым" болезням - атеросклерозу, раку, шизофрении, а также социальным порокам - алкоголизму, курению, наркомании, азартным играм, преступности; женщины "идут" вслед за ними. Отсюда, кстати, следует парадоксальный вывод: чтобы отвратить женщин от курения, надо направить острие антитабачной пропаганды не на них, а на мужчин. То же самое можно сказать и о прочих "социальных язвах". Самым последним эволюционным приобретением человека были абстрактное мышление, творческие способности, пространственное воображение и юмор - в соответствии с излагаемой концепцией они должны преобладать у мужчин. И действительно, выдающиеся ученые, композиторы, художники, писатели, режиссеры в большинстве своем мужчины, а вот среди исполнителей преобладают женщины. Если говорить о школе, то женщины - лучшие преподавателями предметов, требующих развития навыков (письмо, арифметика), а в преподавании предметов, требующих развития творческого мышления (литература, история, физика) приоритет следует отдать мужчинам. По-новому понимая разность мужчин и женщин, мы предлагаем и другое понимание равенства полов. Условно говоря, равенство не в том, чтобы худому и толстому дать одинаковые порции, а в том, чтобы оба были сыты. Этот постулат действенен и для решения вопроса о правильной организации образования, обучения детей и подростков знаниям в современной школе. Мы полагаем, что для достижения равенства полов образование мальчиков и девочек должно быть раздельным. Причем такие крайности, как формирование раздельных школ, видимо, не нужны; достаточно будет раздельных классов в пределах одной школы. Дело прежде всего в том, что девочки физиологически "старше" мальчиков, да и развиваются быстрее. В классе сидят семилетние дети, но девочки по своему развитию соответствуют девятилетним мальчикам. Эта разность увеличивается в течение всего периода обучения. Как следствие, по окончании школы мальчики чувствуют свою неполноценность, подавленность, а девочки, наоборот, приобретают несколько завышенное представление о себе. В дальнейшем такой синдром ведет к разбалансировке института семьи да и вообще сильно вредит общественному развитию. Семья же, как совершенно правильно сказано классиками - ячейка общества. Племя, народность, человечество состоят вовсе не из мужчин и женщин, которые ведут споры о "равных правах", а из семей, объединяющих нас всех для выполнения самой главной совместной функции: продления жизни биосистемы (человечества) в тех природных условиях, которые выпали на время жизни данного поколения. Надо проводить широкую пропагандистскую кампанию против любых противопоставлений мужчин и женщин, максимально выявляя необходимость сотрудничества с учетом психо-физиологических особенностей этих двух ветвей единой человеческой цивилизации - мужчин и женщин. Но вернемся к школе. Учителя всегда готовы рассказать, что хотя мальчики в среднем умнее (быстро схватывают материал), но они же и ленивее, предпочитая учебе спорт, а девочки "берут усидчивостью". Этому житейскому наблюдению есть научное объяснение: способности мужчин и женщин к восприятию нового и выдвижению идей распределяются по их жизненной шкале по разному. До 17-20 лет девочки резко идут вверх в своих учебных достижениях; "график" мальчиков значительно положе. Но потом происходит обратное: линия способностей девушек становится практически пологой, а юноши будто только теперь берутся за ум и до самой старости сохраняют способности к обучению и изобретательству. (Мы тут говорим о потенциальных способностях, а не о том, как они реализуются в конкретных случаях. Это уже другая повесть.) Причина, как уже сказано, не в том, что кто-то хуже, а кто-то лучше в нашем двуполом мире, а в том, что в продолжении десятков веков именно в этом возрасте мужчины, накопив силу, "выходили из стойбища" и им требовались весь ум и изобретательность, чтобы выполнить свою мужскую миссию, а девушки, напротив, переходили к совсем другим, традиционным и консервативным делам: материнству и домашнему хозяйству, заканчивая вообще всякое образование. Если разделить класс на два по половому признаку, девочки получат больше шансов в учебе и, соответственно, в жизни. В совместном классе всегда есть "середнячки", их большинство. Есть отличники - как правило, девочки. Есть хулиганы и отстающие, а это обычно мальчики. Хороший учитель обязан ориентироваться в своей работе на середнячков. Но ведь нельзя забыть и отстающих! В результате учитель держит за "точку отсчета" середнячков из мальчиков. Так самые способные из девочек тормозятся в развитии, недополучают в образовании, а мальчики... недобирают в физическом развитии, но остаются с шансом восполнить знания в более зрелом возрасте. Если разделить класс по половому признаку, распределение на отличников, середняков и отстающих станет иным, более справедливым. Можно будет интенсивнее учить девочек с самого начала, а для мальчиков предусмотреть больше спорта в начальных классах, отодвинув "умственные" дисциплины. Мы часто слышали такое возражение: дескать, "разделенные" мальчики и девочки не научатся общаться друг с другом. Однако для общения могут быть введены некоторые совместные уроки, например, пения или живописи. Да и не надо забывать, что дети общаются дома и на улице - это же город, а не монастырь. Кроме того, в совместных классах тоже бывают проблемы с общением, а бывает и наоборот - так научатся общаться друг с подружкой, что лучше бы они этого не делали. Прелагаем обсудить проблему! 1 1