Российские вести № 9, 1999 Пойдет ли Ванёк "во солдаты"? Предлагается радикальная реформа армии. Призывники не должны служить более полугода! Елена ЕРМИЛОВА, Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ Весной и осенью, снова и снова миллионы людей задаются вопросом: "Зачем?" Эти люди - родители призывников. Одно лишь упоминание об армии вызывает в их сознании картины, похожие на фильмы ужасов: ребенка отрывают от любящей семьи и на два года увозят неведомо куда, где его не кормят, где над ним издеваются, и все для того, чтобы он подметал улицы в военных городках, "спасал" гниющий урожай на полях да строил шикарные дачи генералам. Или, того не лучше, чтобы добрый талантливый паренек вернулся закоренелым "дедом" -садистом, привыкшим издеваться над теми, кто слабее. Конечно, армия стране нужна. Даже измученные кошмарами родители это понимают. Но можно ли то, что мы имеем, назвать армией? Летчики не летают, техника стоит без горючего, солдаты толком не успевают научиться пользоваться оружием, потому что зачастую держат его в руках лишь во время принесения присяги. Нет, это не армия. "Социальной группе", которую составляет конгломерат разновозрастных мужчин в форме, даже нет достойного названия. Родители интуитивно чувствуют это и не хотят отпускать юношей служить, а те, несмотря на присущую молодым мужчинам любовь к военным играм, "косят" от так называемой армии всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Как назвать силовую структуру, не способную даже обеспечить призыв в свои ряды? Осенью 1996 года от призыва уклонилось около 32 тысяч юношей; осенью 1997 - уже 40 тысяч. Рост за год на 25%! Призыв осени 1998-го удалось обеспечить только потому, что сократили армию. Но нашу негодную армию начал стихийно сокращать сам народ, это непреложный факт. И не зря! Вести глобальную войну она не способна, а в решении локальных конфликтов попросту опасна. Все, от бритого призывника до лысого маршала, согласятся с тем, что армия у страны должна быть - но не просто "быть", а и что-то "мочь", она должна стать мобильной, высокопрофессиональной, хорошо вооруженной, единой в своих идеологических устремлениях. Хорошо бы такую иметь!.. О реформе армии мы слышим не первый год. О ней говорят президент, премьер-министры, генералы, адмиралы, журналисты и солдатские матери. Реформа то ли есть, то ли ее нет, а результатов точно нет никаких. Чем шире на штанах лампас, тем меньше у хозяина лампаса решимости рисковать этим предметом туалета. Вот и не находится среди арбатских генералиссимусов ни одного, кто сказал бы: пора бросить попытки реанимировать труп Советской армии и заняться созданием чего-то принципиально нового! А мы хоть люди сугубо штатские, но тоже Родину любим. Наши представления о реформе армии основаны на опыте профессионалов, на здравом смысле и мировой практике. Прежде всего вооруженные силы следует разделить на две части: компактное профессиональное ядро и народную резервистскую армию. Специалистом ни в какой отрасли нельзя стать быстро, тем более в военной. Поэтому срок службы в профессиональных частях должен быть увеличен как минимум до пяти лет. Продуманная система льгот, как то: право на получение бесплатного высшего образования во время или по окончании срока службы, повышенные гарантии на случай потери трудоспособности и мало ли чего еще, права на другие социальные блага привлечет в команду не самую худшую часть населения. Компактная, мобильная, хорошо подготовленная и вооруженная армия в локальных военных конфликтах сможет успешно решать поставленные перед ней задачи. Но страна слишком велика, границы больше чем на 20 тыс. км протянулись. Желательно, чтобы каждый дееспособный гражданин УМЕЛ защищать родину. Как этого достичь, чтобы это умение было не формальным, а реальным? Предлагается и систему обязательной военной подготовки призывников разделить на два этапа. Первый этап - общая военная подготовка в средней школе. "Ну, это мы проходили", - скажет читатель и будет прав. Было, было дело на заре туманной юности: все девятые и десятые классы осваивали поворот через левое плечо под командой отставного майора. Но тогда, скажем прямо, это была не военная подготовка, а скорее один из ритуальных танцев. Сейчас нам "танцы" не нужны, пора заняться делом! В школах прежде всего нужно коренным образом изменить занятия физкультурой. Не секрет, что сейчас большинство призывников просто физически не готовы служить в армии; только двадцать процентов физически здоровы, остальные дохлые, больные и трусливые. Почему? Потому что уроки физкультуры в школах практически сводятся к сдаче различных норм. На деле это выглядит так: класс сидит на скамейке, а кто-то один выполняет упражнение на оценку. В результате юноши не в состоянии выдержать те нагрузки, которые они должны выдерживать в армии. Несчастным офицерам "с нуля" приходится делать из студня крепких мужчин, теряя время. Уж если мальчики все равно занимаются физкультурой в школах, то пусть это делается всерьез, с соответствующим документальным оформлением. Понимание, что ты не просто на урок "физры" пришел, а проходишь военную службу, сильно дисциплинирует. Другая часть работы со школьниками - собственно военная подготовка. На базе школы можно и нужно учить ребят обращению с оружием, картой, противогазом, действиям в составе боевой группы. Офицеров в армии сейчас переизбыток, это ни для кого не секрет; их можно занять работой с допризывниками в школах. Опыт подобной работы был в недавнем прошлом, есть он и сейчас. В Москве действует юношеское объединение "Мужество" под руководством майора запаса И.Г. Разинкова. Учебный процесс построен в форме деловой игры по военным дисциплинам; программы разработаны совместно с военными вузами. Например, "Юные десантники" закреплены за Главным штабом отдела воспитательной работы ВДВ МО РФ. О результатах рассказывает сам И.Г. Разинков: "За шесть лет существования у нас прошли обучение 1500 человек и около 80 поступили в военные училища, около 800 пошли служить в армию... Наши ребята не только не имеют отказов от армии, но приобретают повышенный к ней интерес. А сейчас у нас обучаются и девушки". Мнение девушки: "Ребята здесь не такие, как все, правильные, что ли. Знаю точно, что не обидят и защитят, если будет нужно". Пока это, к сожалению, единственная молодежная организация Москвы по военно-патриотическому воспитанию. Следующий этап военной подготовки - основной, служба в армии, начинающийся после призыва. Дедовщина, вот главный страх сегодняшнего призывника. Дедовщины и не может не быть при нынешней идиотической армейской структуре. Даже если в детском саду напихать в одну группу детей разного возраста, старшие непременно учинят дедовщину над младшими. Кто учился в одном классе со второгодниками - не даст соврать. Но если сократить срок службы до полугода, и полностью менять весь состав солдат полностью и одновременно (что вполне возможно при разделении срока службы на "школьный" и основной), то дедовщина растает как утренний туман. А больше полугода в резервистской армии и служить не нужно. За полгода можно успеть обучить призывника владеть военной техникой и освоить тактику боя. Если, конечно, не отвлекаться на посторонние занятия, вроде копания картошки и строительство дач для генералов. А для того, чтобы потенциальный воин "на гражданке" своих навыков не терял, следует создать сеть региональных учебных центров и раз в пять лет привлекать военнообязанных на переподготовку. Разумеется, на время обучения в этих центрах государство должно полностью обеспечивать призывников и питанием, и жильем, с сохранением средней заработной платы. Лучше всего, если такие центры будут размещены по всей стране, чтобы люди могли проходить переподготовку, продолжая жить дома. Но все же, где взять деньги на все это? Самое интересное, что армия и военная промышленность прекрасно могут зарабатывать деньги сами. Например, вывоз одного "импортного" космонавта на орбиту приносит около пятидесяти миллионов долларов, доставка спутника примерно столько же. А за год с космодрома Байконур совершается не менее десяти коммерческих запусков. Это только один пример. Потенциал нашей военной промышленности, пока еще не окончательно разоренной, велик. Технологии, разработанные в самолетостроении и судостроении, в ракетно-космической промышленности, не имеют аналогов в мире. При правильной организации рынка вооружений деньги будут. Комментарий к комментарию. Между занятиями футболом и рыбалкой нам довелось и по гарнизонам помотаться. И мы сразу почуяли: от комментария полковника В. Галайко несет родным запахом Ленинской комнаты! А потому ответим как можно проще. Не было, нет, и не может быть бегства молодежи в армию ради "человеческой еды", специальности и образования. В армии ГОЛОД, даже на севере ходят зимой в летнем х/б, а "специальности" получают сплошь строительные, на коттеджах генералов. Не считать же специальностью попрошайничество, которым вынуждены заниматься солдаты русской армии! Сверхвысокие конкурсы в военные вузы объясняются не мечтой о службе, а желанием юношей получить дармовое образование, да еще ужасом перед дедовщиной. Полковнику стоило бы рассказать нам не о конкурсах при поступлении, а об отказах от службы по окончании этих вузов. Приведенные В. Галайко ужасающие цифры (среди призванных 4% дебилов, 8% хулиганов, 14% алкоголиков и 9% наркоманов) разоблачают его собственное непонимание проблемы. 35% негодных солдат!!! Неужели наркоманы, объединившись с алкоголиками, рвутся в армию и судятся с военкоматами за свое право "послужить"? Иначе, зачем же вы их брали, если от нормальных ребят отбоя нет? Из текста ясно также, что товарищ полковник совсем не знает истории армии, в которой служит. Даже не вспоминая "Киевскую Русь", скажем о более близких временах: дворяне служили в профессиональной армии и получали за это деньги. Простолюдины в нужное время выдвигали ополчение. Поэтому не надо объяснять нам о "душе народа". Не надо, подменяя термины, обзывать предлагаемую нами профессиональную армию - армией "наемной". Мы ищем оптимальное решение важнейшей проблемы общества. Полагаем, разделение армии на две части и снижение срока службы до полугода - оптимальный выход для нашей бедной страны. И напротив, нам кажется, что чистка полковничьего мундира на фоне давно отработавшей своё военной техники (75%) - не оптимальный вариант реформы армии. И в завершение. То, что оружием торгует не армия, а государство, нам, слава Богу, известно. Мы и обращаемся нашей статьей к государству, а не к полковникам, сержантам и старшинам. Их дело - служить. Дело государства - обеспечить армию оружием, одеждой и едой. А для начала создать, наконец, концепцию обороны и военного строительства, которой нет до сих пор. Елена ЕРМИЛОВА, - внучка офицеров, дочь офицера, жена офицера и мать курсанта, сотрудница космического "ящика". 1