Алфавит № 24 за 2000 ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СВОБОДЫ (Российской Федерации не существует. Как создать Российскую Федерацию?) СВЕРШИЛОСЬ: НАЧАЛАСЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА. Вводится семь федеральных округов, которые возглавят представители президента. Предложения о чем-то подобном выдвигали деятели самых разных политических толков: коммунист Аман Тулеев, социал-демократ Гавриил Попов, другие политики не последней руки. В целом решение президента правильное, управлять Россией из одного центра невозможно. Из-за протяженности территории и многообразия природных и культурных проявлений на ней система контроля за выполнением центральных решений стала сложнее системы управления! Поток информации столь велик, что мелочи топят общее в руководстве. Власть теряет возможность понимать проблемы, она просто уже не может руководить, все, что ей остается - это затыкание дыр. Но! Все жаждавшие этой реформы заявляли, что она послужит "укреплению Федерации". И я испытываю изрядное смущение, взявшись учить политграмоте известных политиков. Но никуда не денешься, похоже, они не знают, что такое Федерация. Откроем Энциклопедический словарь: "ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелатинского foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы - члены Федерации имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуются единые союзные - федеральные - органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д." Что мы видим из этого всемирно известного определения? А видим мы, что Федерация - это когда субъекты, со всеми присущими им государственными атрибутами и самостоятельной властью, объединяются между собой, образуя наряду с имеющимися у них властными органами еще и федеральные, для выполнения некоторых функций в общих интересах. Самый близкий по времени пример федерального объединения - это единая Европа, самостоятельные страны которой создали общий парламент и ввели общую денежную единицу (евро, если кто не знает). А что же мы видим на наших родных просторах, которые во всей совокупности своей именуются "Российской Федерацией"? Всё, что угодно, кроме федерации. Видим мы, что просторы разделены на "субъекты", каждый из которых объединяется не друг с другом, а с неким Центром, который вообще не является субъектом Федерации, но при этом стоит выше любого из них или даже их всех, вместе взятых. И центральные органы власти не создаются наряду с имеющимися в "субъектах", а наоборот, подавляют их. НИКАКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У РЕГИОНОВ, прежде всего с преимущественно русским населением, нет. Центр устанавливает им законы и нормативы; определяет нормы сбора налогов; распределяет бюджет и так далее. Экономическая, социальная и политическая жизнь страны все более усложняется, а участие центральной власти в ней увеличивается, чему примером - само создание семи Федеральных округов. Как уже сказано, это правильное решение, но ведь одновременно надо бы и поводок отпустить, на котором "сидят" региональные власти. Находясь на жестком поводке, губернаторы сначала не могли ничего делать, а теперь и не хотят. Просят у Центра подачек, и все. Естественно, идет быстрый и бесконтрольный рост бюрократии. Ныне чиновников в России больше, чем их было в СССР, а Россия лишь часть бывшего Союза! И новое административное строение государства лишь ускорит рост бюрократии. Усилить централизацию, не повысив свободы регионов в принятии решений, это значит, совсем лишить местных жителей возможности самостоятельно решать свою судьбу. А ведь эти жители - НАРОД каждого региона! Здесь их земля, их история, культура, жизнь. Не стоит думать, что после механического разделения страны наш президент, правительство, другие чиновники в Москве, или вновь назначенные сатрапы на местах решат за людей их проблемы. Не решили раньше, не решают сейчас, не решат и в будущем, даже если их станет всемеро больше. КАК ГЛУБОКО ДЕГРАДАЦИЯ ПОРАЗИЛА власть, видно из письма губернаторов трех областей (Новгородской, Белгородской и Курганской), которое они направили Путину еще до его избрания. Они предлагают такую реформу: "Органы власти районного и городского уровней включаются в систему органов государственной власти...Главы субъектов Федерации назначаются и смещаются президентом РФ с согласия собрания представителей субъекта РФ, формируемого на принципах, аналогичных принципам формирования собраний представителей районного и городского уровней...Глава субъекта РФ и глава законодательного органа власти субъекта РФ не могут быть членами Совета Федерации Федерального собрания РФ". Пожалуй, единственным реальным завоеванием демократии стало право народа выбирать регионального руководителя. И вот эти три деятеля, которых народ ИЗБРАЛ, предлагают ликвидировать это право. Ладно, если бы они, прежде чем слать такие письма, отказались от своих полномочий. Стань частным гражданином, и предлагай хоть монархию, хоть анархию, хоть поросенка с хреном. Но если народ тебя избрал для выполнения определенных функций, так сначала спроси у людей, а хотят ли они, чтобы ты лишал их права на демократический выбор. Иначе это смахивает на попытку переворота. И обратите внимание: они желают огосударствить даже городское самоуправление. Остается объявить крепостное право и отнять паспорта. Ну, и где же здесь "Федерация"? Фактически эта троица отказалась выполнять волю избравших их народов: новгородцев, белгородцев, курганцев. К сожалению, наше демократия такова, что избиратели не имеют практической возможности отозвать их из власти. Но здесь есть и смешная сторона: президент, при желании, за такую эскападу может снять их с должности и назначить новые выборы. А они даже пискнуть не посмеют: сами напросились. Россия станет федерацией, если строить ее, как объединение независимых и равноправных регионов друг с другом на основании общественного договора. Чтобы не Центр "объединял" их, подписывая с каждым договора, а наоборот, регионы, подписав Федеративный договор между собой, сами "выработали" центральную, общую власть для выполнения строго определенных функций. За центром должны быть: Верховный суд, эмиссия денег, армия, внешнеполитическая деятельность, погранвойска и таможня, федеральный розыск и разведка, федеральный транспорт и связь, установление технических и социальных стандартов. И всё! Но уж в выполнении этих функций никто не посмеет перечить Центру, здесь будет нужна жесткость. Граждане - собственники богатств страны. Распоряжаться ими - неотъемлемое право народа, а не Центра. Это как раз и достижимо в том случае, если Федерация строится снизу, а не сверху, как сейчас. Только так регион действительно станет единицей государственности. Каждый из них, являясь национально-территориальным образованием, самодостаточен в очень большой степени. Разумеется, каждому региональному народу виднее, как обустраивать свою жизнь. И всем, везде хватает сообразительности, чтобы понять пользу совместного существования. Так никто не должен навязывать им объединения, для этого достаточно существующих экономических предпосылок. ЭКОНОМИКА, ВОТ СТЕРЖЕНЬ, КОТОРЫЙ может удержать страну в единстве, а вовсе не батальоны чиновников, не угрозы Центра и не бомбежки городов и аулов. Скажу больше: если бы разделение России было экономически выгодным для ее народов, если бы при разделении граждане стали жить лучше, то, конечно, надо было бы немедленно разделяться. В конце концов, все, что здесь делается, делается для людей (во всяком случае, должно), а не для удобства властвующих над ними. Но в регионах-то живут совсем не дураки, люди видят, что вот, СССР распался, и всем жить стало хуже. Никто не хочет распада России, но также никто не хочет больше терпеть бесконтрольного, самовластного, жадного Центра. Совместным решением все субъекты Федерации сами должны признать равные права друг друга и принять на себя максимальную свободу во всех делах, кроме тех, которые они добровольно передадут центру. И предложения по изменению Конституции и Федеративного договора должны вноситься не центральной властью (пожалуй, не дождемся), а субъектами Федерации. Общих принципов существования (Основной Закон) нужно минимальное количество, поскольку разные народы России находятся на разных этапах развития. Для всей Федерации - принимать рамочные законы, ибо только в региональном законодательстве можно учесть историческую и современную специфику субъектов: социально-политические условия, экономическое положение, географические и почвенно-климатические характеристики, культурно-духовные и этно-национальные факторы. В системе такого "мягкого" централизма Правительство можно формировать на конкурсной основе из кандидатов от всех регионов, под эгидой Совета Федерации. Этот принцип допускает возможность участия всех регионов в создании общих властных структур, и вместе с тем осуществлять назначение министров по деловым качествам, а не по национальности или чьей-то прихоти. Так как функции центра будут минимальны, то и количество министров будет ограничено. И не центр должен выделять "субъектам" кусочки общего бюджета, а наоборот: объединенные регионы, то есть Россия, должны решать, сколько денег дать федеральной власти для выполнения порученных ей обязанностей. Только так мы сохраним единую Россию. Иначе - надежды нет. Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ. 1