Алфавит № 28 за 2000 Туфтология, мифология, археология Студентом Федя очень был настроен поднять археологию на щит. Он в институт притаскивал такое, что мы кругом все плакали навзрыд. Владимир Высоцкий. В 1767 ГОДУ ПРОФЕССОР Христиан Готлиб Гейне прочитал в Геттингенском университете курс лекций на тему: "Археология искусства древности, преимущественно греков и римлян". Слово археология профессор употребил, как видим, в смысле описание, классификация. Именно так понимали классическую археологию в XVIII - XIX веках. Наука, которую мы называем археологией теперь, сформировалась лишь в начале ХХ века. Она объединила четыре ранее самостоятельных направления в изучении старины: "классическую" археологию, занимавшейся письменным периодом "классических" Греции и Рима, "первобытную", "средневековую" и "восточную". Первоначально же археология не была наукой в современном понимании этого слова. Бессистемно собиралось все, что можно было счесть древним. Вместо научно обоснованных раскопок дилетанты просто выкапывали произведения искусства ради коллекционирования. Причем, поврежденные вещи, вне зависимости от их древности и художественной ценности, безжалостно выбрасывались. Отыскание археологических материалов, проведение раскопок вплоть до начала XIX века выполнялось самыми грубыми способами. В 1711 году недалеко от Везувия под затвердевшим как камень слоем пепла был найден город, который сочли за Геркуланум. Из наскоро вырытых ям "археологи" извлекали отдельные предметы искусства, после чего яму засыпали и отрывали новую в случайном месте. Варварство было столь очевидным, что правительство запретило раскопки частным лицам, взяв их в собственные руки (что, надо сказать, мало изменило "научность" работы). В 1748 году начались раскопки другого города, определенного как Помпеи. Здесь произошло то же самое, что и с Геркуланумом. К счастью, необъятность работы и обилие материала в этих двух городах подтолкнула археологов к созданию некоторой научной методологии для проведения раскопок. При всем этом на серьезную научную основу изучение Помпей и Геркуланума встало только в 1911 году. XIX ВЕК НАЗЫВАЮТ ЭПОХОЙ "великих археологических открытий". Начались они в Египте. До похода Наполеона представления европейских ученых о Египте были крайне скудны. Некоторые сведения из Геродота и других античных авторов, не идентифицированные свидетельства Библии, да еще сочиненная египетским жрецом Манефоном (якобы за 300 лет до н.э.) история тридцати династий фараонов, плюс два-три покрытых нерасшифрованными иероглифами обелиска и несколько статуй, хранящихся в Риме, вот и все. Можно сказать, ничего не было известно об истории и хронологии Египта. Однако это не помешало Наполеону с ходу установить возраст пирамид, когда его войска дошли до них. "Указав на пирамиды, Наполеон воскликнул: "Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!", - об этом сообщает К. Керам в книге "Боги, гробницы, ученые". Наполеон, конечно, крупнейшая историческая фигура, но все же отнюдь не историк. Пошло ли на пользу науке его более чем авторитетное, но совершенно некомпетентное мнение, установившее хронологические рамки истории Египта? Большой загадкой были египетские иероглифы. Интересно, что еще в XVIII веке французские археологи, сравнивая иероглифы Египта и Китая, доказывали, что китайцы - египетские колонисты; английские же ученые, (возможно, из привычки спорить с французами), напротив, говорили, что египтяне - выходцы из Китая. Многим известно имя Франсуа Шампольона (1790 - 1842), научным подвигом которого считается расшифровка иероглифов. Он дал ключ к прочтению египетских письмен!.. На самом деле он сумел расшифровать только пятнадцать знаков, и как исследователь был далеко не безупречен. Он исколесил весь Египет в погоне за случайными находками, не придерживаясь никаких научных приемов. Значительно больший вклад в египтологию внес немецкий ученый Рихард Лепсиус (1810-84). Он открыл и исследовал более тридцати неизвестных до него царских пирамид. Предложил и утвердил в науке разделение истории и хронологии Египта на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Составил перечень почти тысячи имен и титулов царей, цариц и царевых детей. Материалы, подбор и объяснение которых сделал Лепсиус, легли в основу экспозиции Берлинского музея. Он стал более чем авторитетен в научных кругах. Его называли "основателем современной научной египтологии". Таким образом, научный авторитет Р. Лепсиуса держался на египетских древностях, а их "древность" - на его авторитете. В Греции археологи начали работать лишь после 1829 года, с окончанием освободительной войны, в которой участвовали Англия, Франция и Россия. Только с этого времени ученые получили доступ к памятникам Греции. Заметим, что представления о древности классическо-эллинистской эпохи уже полностью владели умами, так что археологи, еще не начав раскопок, знали, что может быть здесь найдено, и какие постулаты будут подтверждены находками. "В 1856 ГОДУ, - СООБЩАЕТ К. КЕРАМ, - неподалеку от Дюссельдорфа были найдены остатки скелета. Когда мы сегодня говорим об этой находке, мы называем ее останками неандертальского человека, но в те времена их приняли за останки животного, и только доктор Фульрот, преподаватель гимназии из Эльберфельде, сумел правильно определить принадлежность найденного скелета. Профессор Майер из Бонна считал его скелетом погибшего в 1814 году казака, Вагнер из Геттингенского университета думал, что это скелет древнего голландца, парижский ученый Прюнер-Бей утверждал, что это скелет древнего кельта, а знаменитый врач Вирхов, чьи слишком поспешные суждения не раз тормозили научную мысль, авторитетно заявил, что этот скелет принадлежит современному человеку, однако носит следы старческой деформации. Науке понадобилось ровно пятьдесят лет для того, чтобы установить: учитель гимназии из Эльберфельде был прав". А сколько было шуток и заблуждений! Один археолог шутки ради подбрасывал в раскопанные им гробницы каменные фигурки белых слоников. Лет через пятьдесят, говорил он с хохотом, когда гробницы вновь откопают, слоники уже позеленеют. Вот поломают головы наши внуки!.. Приходилось слышать о другом исследователе, который среди надписей на храме в Непале высекал фривольные словечки. В 1726 году профессор Берингер опубликовал книгу, в которой поведал об окаменелостях, найденных его любимыми учениками неподалеку от Вюрцбурга. В сопровождении великолепных гравюр, дополняющих текст, было сообщено о цветах, лягушке, о пауке, окаменевшем вместе с пойманной им мухой, о табличках с еврейскими письменами и прочих поразительных вещах. Книга была принята на ура, ею зачитывались... пока не стало известно, что все описанные в ней находки были изготовлены вручную теми самыми любимыми учениками профессора Берингера. Сам великий Винкельман однажды стал жертвой мистификации художника Казановы (брата известного мемуариста). Казанова изготовил три картины, на одной из которых изобразил Юпитера с Ганимедом, на двух других - танцовщиц, и выдал их за снятые со стен в Помпеях. Винкельман не только поверил, но и дал описание картин в своей книге "Неизвестные античные памятники" в таких выражениях: "Любимец Юпитера, несомненно, принадлежит к числу самых ярких фигур, достающихся нам от искусства античности. Я не знаю, с чем можно сравнить его лицо: оно буквально дышит сладострастием, кажется, для Ганимеда в поцелуях - вся жизнь"... Далее Винкельман добавляет, что это картина, "равной которой еще никому не приходилось видеть", и уж тут-то мы полностью с ним согласны: действительно, кроме Казановы и самого Винкельмана, никто этих картин не видел. Но это шутки и ошибки. Поговорим серьезно. Основа для толкований археологических находок - тексты древних авторов, Геродота, например. Как же относятся сами археологи к этим текстам? То есть, откопав древний памятник и сопоставляя его со свидетельствами тех, кого ученые считают возможными современниками памятника, насколько серьезно относятся они к древним? Приводим без комментариев фразу К. Керама: "Мы упомянули Геродота - автора, чьи произведения и поныне служат неиссякаемым источником сведений о датах, о произведениях искусства и их авторах. Труды античных авторов, к какому бы времени они не относились, - основа герменевтики (искусства толкования текстов), но как часто они вводят в заблуждение археологов! Ведь писатель говорит о высшей правде - что ему банальная действительность! Для него история, а тем более мифы, - лишь материал для творчества". ДОКАЗАТЬ ИСТИННОСТЬ СОБЫТИЙ, ОПИСАННЫХ Гомером, такую цель поставил перед собою Генрих Шлиман (1822-90) еще в отрочестве, - утверждал он сам. В те годы сведения об этом городе, как и вообще о культуре и истории Греции, ограничивались гомеровскими "Илиадой", "Одиссеей" и еще несколькими легендами и мифами. Самого Гомера почти все считали не более как мифотворцем. В реальность описанных им событий не верил никто. Местонахождение Трои было совершенно неизвестно. Она могла быть в Италии, Греции, Турции, на любом берегу Средиземноморского бассейна. Шлиман тоже не знал, где искать. Сначала он выбрал для раскопок остров Итаку. Ничего не нашел, поехал в Грецию, потом в Турцию, предполагая, что гомеровская Троя найдется в местечке Пинар-Баши. Не нашлась. Затем по совету британского консула в Дарданеллах Шлиман обратил внимание на холм Гиссарлык на берегу турецкой Малой Азии. И вот 11 октября 1871 года здесь начались раскопки. В итоге был отрыт многослойный памятник, девять сменяющих друг друга городов. Довольно долго археолог не мог решить, который из них описан в поэме Гомера. Многие ученые считают, что искомая гомеровская Троя находилась в шестом или седьмом слое; Шлиман же, снося слой за слоем, добрался до города номер два. Почему откопанное им он назвал Троей?.. Да потому, что он пришел туда откапывать Трою, вот и все. "Я искал город Трою, и я нашел город. Значит, это Троя". Чистейший волюнтаризм, но спустя сто тридцать лет кто об этом думает? Время и кропотливая работа последователей, толкователей, историков, романистов и школьных учителей превращают любое заблуждение в непреложный научный факт, во всяком случае, в сознании обывателя (прости, читатель). Ради полноты изложения отметим, что методы Шлимана при раскопках "Трои" специалисты считают варварскими. Он уничтожил исторический памятник. Другое открытие Шлимана - гробница царя Агамемнона в Микенах. Сообщалось об открытии так: "Затем, руководствуясь свидетельством Павсания о местонахождении могилы Агамемнона, он предпринял раскопки Микенского Акрополя и нашел гробницу знаменитого ахейского вождя". Королю Греции ушла телеграмма: "С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом". Действительно ли это могилы перечисленных лиц? К. Керам пишет: "У него (Шлимана) не было ни малейшего сомнения в своей правоте, и все же - сегодня мы это знаем совершенно точно - его теория была неверной. Да, он нашел под агорой царские погребения, но не Агамемнона и его друзей, а людей совершенно другой эпохи... Но это, в общем, несущественно". Забавно, что популяризатор археологии К. Керам считает "несущественными" расхождения с фактами как откровений Геродота, так и утверждений Шлимана. НАЧИНАЯ С 1900 ГОДА НА ОСТРОВЕ Крит проводил раскопки английский археолог Артур Эванс (1851-1941). До него об истории Крита знали еще меньше, чем о Египте, Трое или Месопотамии. Кроме мифов, ничего не было известно об истории Крита. О результатах своих раскопок Эванс писал: "исключительное явление - ничего Греческого, ничего Римского". Он обнаружил развалины дворца и назвал найденное им "дворцом Миноса". Минос - мифический сын Зевса, отец Ариадны и Федры, владелец лабиринта и хозяин ужасного быкочеловека (или человекобыка) Минотавра. Теперь мифы о Миносе и о нити Ариадны сопровождаются фотографиями развалин дворца. А как же иначе? Согласно мифу, на острове Крит был дворец Миноса. Вот Крит. Вот дворец. Значит, это дворец Миноса. Так миф подтвердил факт, а факт, в свою очередь, подтвердил миф. Древняя история Индии стала известна совсем недавно, благодаря археологическим открытиям последних семидесяти лет. До этого единственным источником знаний об истории страны были Веды, сборник религиозных гимнов и заклинаний, не содержащий никаких вообще указаний на время их написания. И Древний Китай до 20-х годов ХХ века был науке совершенно неизвестен. То есть имевшиеся о нем сведения позволяли думать, что территория Китая в древности совсем не была заселена. Никаких археологических раскопок не велось вплоть до последнего времени; дело в том, что китайская традиция запрещает рыться в земле, так как это может оказать магическое действие на живых. Первые раскопки принесли только сведения о временах каменного века. Позже были откопаны "доисторические" гадательные кости с иероглифами. Сейчас имеются и находки более близких к нашему времени периодов, среди которых следует отметить изделия из янтаря - при том, что природного янтаря в Китае нет. В книге К. Керама не рассказывается о раскопках в Китае. Почему? Вот как он объясняет это сам: "Мы довольно неплохо осведомлены об истории Китая, но нашими знаниями в этой области мы лишь в незначительной части обязаны археологии". А чему обязаны? Записям о династиях императоров, сочиненных неизвестно кем, неизвестно когда и неизвестно, с какой степенью правды! Если встать на такую точку зрения, то лучше всего мы знаем историю Атлантиды. В самом деле! О ней упомянул однажды Платон, ссылаясь на древнеегипетских жрецов. Трудов этих жрецов не сохранилось, подлинников Платона тоже. Раскопок по вполне понятным причинам не проводилось, но количество наименований книг, посвященных этому потонувшему государству, перевалило уже за двадцать тысяч. Когда новые авторы, начитавшись предположений и фантазий своих предшественников, насочиняют еще несколько сотен книг, наши знания об Атлантиде, надо полагать, многократно увеличатся. Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ. 74 3